В контексте роста стоимости нефтяного моторного топлива и активной борьбы против выбросов вредных веществ внимание все чаще обращается к использованию газомоторного топлива. В то время как сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан), производимый в процессе переработки нефти и зависимый от колебаний на нефтяных рынках, не представляется перспективным направлением, метан в форме КПГ или СПГ выступает как решение, которое может коренным образом улучшить экологическую и экономическую ситуацию в транспортной сфере России.

Развитие транспорта на сжиженном природном газе
СПГ выделяется как многообещающее направление для развития транспорта в России, особенно в свете неопределенности будущего электротранспорта, проблем с дорожной инфраструктурой и монополизации производства литиевых аккумуляторов китайскими и американскими компаниями. Эти факторы делают СПГ выгодной альтернативой.
Давайте подробнее рассмотрим преимущества использования газового топлива в двигателях:
- Газ формирует идеальную смесь для эффективного горения.
- Является высокоэкологичным топливом с минимальными токсичными эмиссиями.
- Не удаляет масляный слой с внутренних стенок цилиндров.
- Не склонен к конденсации в картере и не разжижает моторное масло.
- Минимизирует образование агрессивных продуктов неполного сгорания.
- Использование газа удваивает срок службы двигателя по сравнению с использованием бензина.
- Применение газомоторного топлива может продлить срок службы моторного масла на 20-30%.
- Газ обладает высокой детонационной устойчивостью, что исключает риск детонации.
- Стоимость газомоторного топлива значительно ниже, чем бензина.
- Природный газ как ресурс дает России конкурентные преимущества на мировом рынке.
Эти аспекты подчеркивают важность газомоторного топлива как ключевого фактора в будущем развитии транспортной отрасли России.
Особенности и проблемы применения газомоторного топлива
В процессе сгорания газовой смеси температура может достигать отметки в 1800–2000°C, что повышает тепловую нагрузку на элементы двигателя, такие как выпускные клапаны и свечи зажигания. Чтобы адаптировать бензиновый двигатель под такие условия, требуется использование свечей зажигания с более высоким калильным числом на 1–2 единицы.
Высокотемпературное сгорание уменьшает жизненный цикл выпускных клапанов, что требует использования материалов с повышенной жаропрочностью при проектировании двигателей.
Горение газа приводит к увеличенной эмиссии оксидов азота по сравнению с бензином. Оксиды азота, попадая в моторное масло, активизируют процесс его нитрования, что влияет на увеличение его вязкости. В результате сгорания газа формируется большое количество воды, способствующей эмульсии и вспениванию масла.
Вода, насыщенная оксидами азота, превращается в коррозионно-активную азотную кислоту. Высокие температуры горения также оказывают дополнительное воздействие на турбины с турбонаддувом и каталитические нейтрализаторы.
Выбор моторного масла для газовых двигателей
При выборе масла для газовых двигателей не всегда необходимо ограничиваться специальными маслами. Для легковых автомобилей, как правило, достаточно универсальных синтетических масел с низким содержанием зольных присадок. Подходящие масла обычно маркируются как Low SAPS или Mid SAPS.
В ассортименте моторных масел присутствуют продукты, разработанные специально для автомобилей с системами питания на сжиженном и сжатом газе. Эти масла, обозначаемые специальными маркировками, часто являются частью маркетинговых усилий, направленных на удовлетворение потребностей осведомленных пользователей.
Рекомендации по замене масла в газовых двигателях
В автомобильной индустрии распространено мнение, что масло в газовых двигателях, менее подверженное потемнению, можно менять реже — возможно, даже в два раза реже, чем обычно. Однако такие предположения опровергаются практическим опытом и аналитическими исследованиями, демонстрирующими, что фактическая продолжительность службы масла не увеличивается исключительно на основании его внешнего вида.
Влияние газового топлива на масло также включает активацию добавок, используемых для поддержания его функциональности, аналогично их использованию в бензиновых двигателях.
Накопление продуктов износа в двигателе требует регулярной замены масла и масляного фильтра для предотвращения ухудшения работы двигателя. Периоды замены масла для газовых двигателей должны соответствовать тем, что установлены для бензиновых двигателей, с учетом рекомендаций производителя. Соблюдение официальных интервалов технического обслуживания необходимо для поддержания гарантийных обязательств автопроизводителя.