Содержание
- Вариативность моторных масел по стандарту API для бензиновых двигателей
- Разделение масел для дизельных двигателей
- Инициатива ILSAC по стандартизации моторных масел
- Систематизация моторных масел согласно стандартам ACEA
- Разделение моторных масел по классификации SAE
- Разновидности моторных масел по стандарту JASO
- Разделение моторных масел по российскому ГОСТ
Выбор подходящего моторного масла может оказаться сложной задачей для автовладельцев из-за обилия маркировок и спецификаций на упаковках. Это критически важно, чтобы гарантировать, что выбранное масло будет максимально эффективно работать с конкретным автомобилем. На международном уровне существует несколько ведущих организаций, которые устанавливают и регулируют стандарты качества для смазочных материалов. Эти стандарты помогают обеспечить соответствие масел требованиям современных двигателей и условий эксплуатации.
Вариативность моторных масел по стандарту API для бензиновых двигателей
Моторные масла, соответствующие стандартам API, разрабатываются как для современных автомобилей, так и для моделей прошлого века, предназначенных для использования минеральных масел. Знание классификационных маркеров API помогает в выборе идеального масла для любого авто:
- Класс SG (введен в 1988 году). Эти масла предназначены для автомобилей, выпущенных около четырех десятилетий назад. Они обеспечивают превосходную защиту от износа за счет формирования защитной пленки, которая минимизирует трение в двигателе.
- Класс SJ (1996–2001 годы). Разработаны для двигателей с каталитическими конвертерами, масла этого класса отличаются повышенной стойкостью к окислению и тепловым нагрузкам.
- Класс SL (2001–2004 годы). Подходят для новейших бензиновых двигателей с турбонаддувом и каталитическими нейтрализаторами. Эти масла характеризуются улучшенными антиоксидантными свойствами и меньшей склонностью к испарению.
- Класс SM (введен в 2004 году). Эти масла обладают высокой устойчивостью к окислению и оптимизированы для холодной погоды, соответствуя современным экологическим стандартам, включая низкое содержание фосфора, что делает их подходящими для зимнего использования.
- Класс SN (появился в 2010 году). Соответствует строгим экологическим стандартам, подходит для современных двигателей, включая те, что работают на биотопливе, и предлагает улучшенные характеристики для систем очистки выхлопных газов.
- Масла SN Plus. Превосходят требования класса SN, проходя дополнительные тесты на устойчивость к LSPI, что важно для предотвращения воспламенения при низкой скорости работы двигателя и защиты от неожиданных детонаций.
- Класс SP (самый последний класс). Разработан для современных малообъемных двигателей с турбонаддувом и прямым впрыском. Специальные присадки на основе магния защищают двигатель от отложений и сажи, минимизируя риски, связанные с LSPI и другими видами детонаций.
Разделение масел для дизельных двигателей
Дизельные двигатели испытывают более интенсивные нагрузки по сравнению с бензиновыми, что требует от масел особой формулы для обеспечения надежной работы. В ответ на эти специфические требования были введены отдельные классификации масел для дизельных агрегатов:
- Масла категории CF-4, созданные в 1990-х годах для дизелей, работающих на высоких оборотах, были официально представлены в 1994 году. Они эффективно предотвращают образование нагара в камерах сгорания, обеспечивая чистоту внутренних компонентов двигателя.
- Спецификация CF-2 разрабатывалась специально для двухтактных дизельных двигателей и внедрена также в 1994 году. Эти масла продолжали использоваться вплоть до 2009 года и до сих пор могут встречаться в обслуживании старых моделей.
- В декабре 1998 года, в ответ на ужесточение экологических стандартов, был разработан стандарт CH-4, который улучшает сопротивление масла высокотемпературному нагару, окислению и вспениванию, повышая тем самым продолжительность эксплуатации дизельных двигателей.
- Введенный в 2002 году, CI-4 был разработан для ответа новым экологическим требованиям. Масла этой категории обладают усиленными моющими и антиоксидантными свойствами, что критически важно для дизелей, эксплуатируемых на высоких нагрузках.
- Масла CI-4 Plus предназначены для высоконагруженных дизельных двигателей, справляясь с более строгими требованиями к контролю за сажевыми отложениями.
- Стандарт CJ-4, представленный в 2006 году с введением обязательных сажевых фильтров, требует от масел быть адаптированными к работе с этими системами и сокращать содержание серы в топливе.
- Запущенный в 2017 году, CK-4 предназначен для минимизации токсичности выхлопов и совместим с новейшими сажевыми фильтрами. Эта категория улучшает сопротивление масла окислению и усиливает его защитные функции.
- Категория FA-4 также введена в 2017 году, ориентирована на высокоэффективные четырехцилиндровые дизельные двигатели, использующие топливо с низким содержанием серы, оптимизируя работу современных дизельных систем.
Инициатива ILSAC по стандартизации моторных масел
Инициатива Международного комитета по стандартизации и апробации смазочных материалов была запущена совместными усилиями японской ассоциации производителей автомобилей и Американской ассоциации автопроизводителей. Целью ILSAC является разработка строгих стандартов, которые будут регулировать качество моторных масел на международном уровне.
Изначально стандарты были разработаны для автомобилей с бензиновыми двигателями, выпускаемых в Японии и США. Однако со временем к этим стандартам присоединились производители из Кореи и Китая:
- Стандарт GF-3 (2001 год). Соответствует спецификациям API SL и направлен на повышение экологичности двигателей благодаря более строгим требованиям к смазке.
- Стандарт GF-4 (2004 год). Отвечает классу API SM и требует от масел не только улучшенной очистительной способности, но и повышенной топливной экономии за счет снижения вязкости масла при холодном пуске.
- Стандарт GF-5 (2010 год). Существенно соответствует API SN, вводя инновационные присадки для повышения энергосбережения и обеспечения совместимости с каталитическими системами. Масла GF-5 также подходят для использования в двигателях на альтернативном топливе.
- Стандарт GF-6 (с 2020 года). Соответствует API SP и предназначен для интенсивно используемых малолитражных двигателей. Эти масла разработаны для предотвращения окисления, улучшения защиты двигателя и стабилизации вязкости при различных температурных условиях, а также для минимизации рисков LSPI. Масла GF-6A и GF-6B особенно рекомендованы для гибридных автомобилей, оптимизируя быстрый запуск двигателя в холодную погоду и подчеркивая их универсальность за счет знака качества в виде "Щита".
Систематизация моторных масел согласно стандартам ACEA
Европейская организация автомобильных производителей, в которую входят известные бренды, такие как BMW, Daimler-Benz и Ford, утвердила ряд стандартов для моторных масел. Эти стандарты доступны для всех производителей, способных гарантировать высокое качество своей продукции. Наличие этих стандартов особенно важно в регионах, где преобладают автомобили европейского производства.
В классификации моторных масел по системе ACEA используются латинские буквы, которые означают:
- A/B — для бензиновых и дизельных двигателей легковых и легких коммерческих автомобилей;
- C — для дизельных двигателей с устройствами по очистке выхлопных газов;
- E — для дизельных двигателей тяжелой коммерческой техники.
Разнообразие стандартов ACEA для моторных масел:
- A1/B1. Этот стандарт, введенный в 1996 году и сейчас уже не используемый, требует от производителей предлагать заменители для устаревших автомобилей, такие как масла A5/B5, которые хорошо подходят для холодных климатических условий.
- A3/B3 и A3/B4. Масла класса A3/B3 предназначены для легковых автомобилей с длительными интервалами между заменами, а A3/B4 — для высокопроизводительных двигателей с турбонаддувом, которые требуют надежной смазки.
- A5/B5 и A7/B7. Предназначены для специфических двигателей, работающих в экстремальных условиях, A7/B7 дополнительно защищают от детонаций.
- C1–C6. Включает масла от энергосберегающих с низким содержанием фосфора и серы до тех, что предназначены для совместимости с современными технологиями по уменьшению эмиссии вредных веществ.
- E2–E11. Разработаны для тяжелой коммерческой техники, эти масла соответствуют различным экологическим стандартам и предназначены для старых и новых систем очистки выхлопов. Новейший стандарт E8 предлагает продукты для экологически чистых грузовых двигателей.
Эти стандарты предоставляют возможность выбора оптимального масла в зависимости от типа автомобиля и условий эксплуатации, что помогает обеспечить долговечность и надежность двигателя.
Разделение моторных масел по классификации SAE
Классификация моторных масел, установленная Международной ассоциацией автомобильных инженеров, регулируется стандартом SAE J300. Этот документ организует масла по их вязкостным свойствам, разделяя их на категории для использования в различных температурных условиях: зимние, летние и всесезонные.
В рамках стандарта масла подразделяются на одиннадцать категорий, из которых шесть предназначены для зимнего использования, а пять — для летнего периода.
Зимние масла маркируются символом 'W', что указывает на их применение в зимних условиях (Winter). Дополнительно к этому символу присваивается числовой код, обозначающий вязкость масла при минимально допустимой температуре. Это влияет на способность масла оставаться подвижным при холоде и упрощает процесс запуска двигателя в мороз. Зимние варианты включают в себя масла с обозначениями SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, где нижнее число указывает на лучшую текучесть масла при снижении температур.
Маркировка летних масел начинается с SAE 20 до SAE 60. Большее числовое значение в этой маркировке свидетельствует о более высокой вязкости масла при повышенных температурах, что обеспечивает эффективную смазку и защиту двигателя при интенсивной эксплуатации.
Всесезонные масла, предназначенные для годового использования, имеют комбинированные маркировки, отражающие их пригодность к эксплуатации в различных температурных диапазонах. Примеры таких маркировок включают SAE 0W-30, SAE 5W-40, SAE 20W-50. Первая цифра в маркировке указывает на вязкость масла в условиях холода, в то время как вторая отображает его свойства при высоких температурах, что позволяет использовать масло в широком спектре климатических условий.
Разновидности моторных масел по стандарту JASO
Японская ассоциация стандартов автомобильной индустрии (JASO) установила классификации моторных масел, которые адаптированы к международным нормам, применимым в Европе и США. Эти классификации регулируют использование моторных масел для разнообразной техники, включая мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, а также другие транспортные средства.
Классификация масел для двухтактных двигателей:
- FB. Предназначены для использования в мотоциклах, включая мопеды и скутеры, где масло смешивается с топливом.
- FC. Описывает категорию бездымных масел, предназначенных для эксплуатации в двухтактных двигателях.
- FD. Представляет собой бездымные масла с дополнительными свойствами для предотвращения образования отложений в двигателе, превосходя предыдущие классы.
Классификация масел для четырехтактных мотоциклетных двигателей:
- MA-1. Масла с умеренным уровнем трения оптимально подходят для мототехники с масляным сцеплением, используемым при малых нагрузках.
- MA-2. Представляют масла с наивысшим коэффициентом трения и усиленным пакетом присадок, которые защищают рабочие поверхности при интенсивных нагрузках, идеально подходят для спортивных мотоциклов.
Спецификации масел для дизельных двигателей:
- DH-1. Эти масла рекомендованы для дизельных двигателей без систем сажевых фильтров, адаптированы для использования с топливом, имеющим низкое содержание серы.
- DH-2. Подходят для грузовых автомобилей с дизельными двигателями, оснащенными системами очистки выхлопных газов, включая сажевые фильтры.
- DL-1. Масла для легковых автомобилей с двигателями, работающими под умеренными нагрузками и снабженными системами доочистки выхлопных газов, предпочтительно с использованием низкосернистого топлива.
Разделение моторных масел по российскому ГОСТ
Российский государственный стандарт для моторных масел основан на нормативах, установленных еще во времена СССР. Последнее обновление, ГОСТ 17479.1-2015, было принято в 2015 году.
В соответствии с этим ГОСТом, моторные масла подразделяются:
- На зимние. Обозначаются индексами 3з, 4з, 5з, 6з, где "з" символизирует зимнее использование. Эти масла аналогичны маслам SAE с вязкостями 5W, 10W, 15W, 20W.
- Летние. Имеют обозначения 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24, что соответствует маслам SAE с вязкостями 20, 20, 30, 30, 40, 40, 50, 60.
- Всесезонные. Помечены комбинированными индексами типа 3з/8, 4з/6, 4з/10, что соответствует маслам SAE 5W20, 10W20, 10W30.
Производители автомобилей часто сотрудничают с производителями масел для разработки спецификаций, которые соответствуют потребностям новейших двигателей. Эти спецификации обычно совпадают с международными классификациями.
На упаковках моторного масла в России можно найти маркировки как международных, так и национальных стандартов ГОСТ. Однако из-за широкого ассортимента спецификаций и требований к маслам, наиболее надежным способом определения подходящего масла для конкретного автомобиля является использование VIN-номера, что помогает избежать ошибок в выборе масла, учитывая все его характеристики и особенности.